Основан в 1944 году
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников» являются частью 1 серии.
В методических материалах отражен комплекс факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков. Особое внимание уделено характеристике внутришкольных факторов, которые относятся к корректируемым или устранимым факторам. Именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие работников системы образования.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это состояние полного телесного, психического и социального благополучия».
Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к выводу о неудовлетворительной организации обучения. Плохое освещение в классе, плохой воздух в школе, неправильная форма и размер школьных столов, учебная перегрузка, большая суммарная нагрузка школьников; несоблюдение режима дня можно отнести к факторам риска здоровью школьников.
Детское население является наиболее уязвимой и чувствительной возрастной группой к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития очень чувствителен к влиянию любых внешних факторов. Окружающая среда и ее роль в развитии неблагоприятных последствий для здоровья различаются в зависимости от пола и возраста человека. Определяющую роль в изменении состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: популяционный генотип; стиль жизни; состояние окружающей среды. Фактор школьной среды определяет 12,5 % заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, то есть его значение увеличивается почти в 2 раза. Это связано как с увеличением количества, так и с изменением соотношения факторов, воздействующих на детей.
Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54232518
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Направления здоровьесберегающей деятельности в школе» являются частью 2 серии.
Сохранение здоровья детей школьного возраста является не только медицинской, но и педагогической проблемой. В методических материалах показаны основные виды и направления деятельности современных образовательных организаций по сохранению здоровья детей и подростков, их организационные основы. Раскрыты результаты исследования здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, дана их характеристика, раскрыты основные проблемы обеспечения ее эффективности.
Здоровье школьников является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. За последние два десятилетия произошли существенные изменения в состоянии здоровья детей и подростков.
Важно отметить, что в регионах России проводится комплексная и системная работа по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, применяя при оценке условий здоровьесбережения высокие требования.
Методические материалы адресованы педагогическим работникам общего, профессионального и дополнительного образования, студентов, слушателей.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54232998
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для основного и среднего общего образования» являются частью 3 серии.
В методических материалах рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях при составлении расписания уроков для основного и среднего общего образования.
На состояние здоровья ребенка влияют условия воспитания и организация учебной деятельности. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков.
Каждое образовательное учреждение может самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул. В данных методических материалах представлены рекомендации, разработанные на основе многолетних научных исследований. Рекомендации должны использоваться при составлении рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом. Требования к расписанию одинаковы и должны соблюдаться всеми образовательными организациями.
Материалы предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233089
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Школьная медицина и гигиена». Методические материалы «Нормативы составления расписания для начального общего образования» являются частью 4 серии.
В методических рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся начального общего образования.
Рациональная, с точки зрения школьной гигиены и возрастной физиологии, организация образовательной деятельности обучающихся начальной школы позволяет предотвратить негативное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма детей, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного дня, а, значит, и повысить эффективность обучения. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков.
В данном руководстве, помимо требований нормативных документов, приведены гигиенические рекомендации, разработаныt на основе многолетних научных исследований их учет важен для составления рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом.
Оптимальный режим обучения обеспечивает высокий уровень работоспособности обучающихся на протяжении всего учебного года и способствует высоким результатам освоения образовательной программы.
Рекомендации предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54285581