Основан в 1944 году
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Внимательным родителям невнимательных детей (рекомендации для родителей)» являются частью 1 серии.
Методические материалы подготовлены с использование результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.
Методические материалы содержат сведения об управляющих функциях головного мозга, необходимых для успешного обучения и социальной адаптации младших школьников. В сборнике описываются ситуации, в которых дети задействуют управляющие функции, а также представлены некоторые способы их развития.
Функции контроля отвечают за управление нашим поведением в соответствии с выбранными целями. Мы используем их, когда, строим планы, работаем, сдерживаем свои эмоциональные реакции, переключаемся с одной задачи на другую.
В методических материалах описаны управляющие функции, уровень развития которых, на наш взгляд, оказывает наибольшее влияние на ребенка с учебными и жизненными трудностями.
Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266614
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Этапы развития речи детей 5-7 лет» являются частью 2 серии.
Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.
Методические материалы содержат сведения об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста, описаны основные этапы развития речи у дошкольников. Представлены возможные занятия и игры, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Речевое развитие – ключевая, значимая и необходимая познавательная функция. Развитие речи в значительной степени определяет общее развитие ребенка, формирование всех когнитивных функций и является основой эмоционального, коммуникативного и социально-личностного развития.
Для эффективного развития речи необходима речевая среда, постоянное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, потребность в речевом взаимодействии. Только в этом случае формируется пассивная (восприятие и понимание) и активная (собственная устная и письменная) речь ребенка. Именно в дошкольном детстве быстро увеличивается словарный запас, возникают более сложные грамматические конструкции, все чаще дети начинают понимать значимость речевой коммуникации и установления социальных контактов.
Большое значение в развитии речи детей имеет правильная, образная, грамотная речь окружающих их взрослых – родителей, братьев и сестер, близких, а также педагогов и воспитателей. Ребенок не просто подражает речи взрослых, используя слова, копируя произношение, интонацию, реакцию на разные ситуации, а учится взаимодействовать, слушать и слышать, «переводить» слова в действия, деятельность, учиться понимать окружающий мир и себя.
К старшему дошкольному возрасту, при хорошей сформированности речи, ребенок проявляет активность в общении со взрослыми и сверстниками, у него достаточный словарный запас и образная речь; он умеет выражать свои мысли и чувства, потребности, последователен в описании явлений, ситуаций, способен выражать свое отношение к людям и событиям, анализировать и давать оценку ситуациям, умеет спрашивать и отвечать на вопросы.
Могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54253815
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Современные дошкольники 3-4 лет» являются частью 3 серии.
Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00065-22-04 от 08 апреля 2022 г.
Методические материалы описывают «портрет» современных дошкольников 3-4 лет, который позволил выявить особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Это дало возможность сформулировать рекомендации для педагогов и родителей об игровых заданиях с младшими дошкольниками для их гармоничного развития.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – один из значимых периодов для социально-коммуникативного, когнитивного и физического развития детей. Это переход из младенчества в детство, когда становятся явными индивидуальные особенности и темпы развития. Научные исследования роста и развития детей на ранних этапах дошкольного детства убедительно доказали, что условия жизни, окружающая ребенка среда и опыт разных видов деятельности определяют когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка.
Данные материалы будут полезны родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также педагогам.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266639
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Занятия и игры по развитию речи дошкольников» являются частью 4 серии.
Методические материалы подготовлены с использованием результатов государственного задания № 073-00009-21- 02 от 02 июня 2021 г.
В методических материалах представлены возможные занятия и игры по развитию речи, которые могут быть использованы на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Материалы, представленные в сборнике, направлены на формирование связной речи как средства общения, познавательного развития и речевого творчества детей.
В развитии речи ребёнка большое значение имеет речь окружающих его взрослых людей. Речь родных и сотрудников детского сада должна быть чёткой, правильной, выразительной. Как правило, в дошкольных группах находятся дети с разным уровнем речевого развития, а порой и дети с выраженными трудностями. Это затрудняет не только работу по речевому развитию, но и осложняет коммуникацию дошкольников с воспитателем и между собой. Важную роль в работе по формированию речи имеет совместная работа воспитателя, логопеда и родителей
Методические материалы быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, специалистами, работающими с детьми данного возраста, а также будут полезны родителям.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://elibrary.ru/item.asp?id=54266902
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Игровые технологии развития ловкости у дошкольников» являются частью 5 серии.
В методических материалах представлена важность игровых технологий в развитии ловкости дошкольников. Для практического использования представлены подвижные игры четырех групп, а также «смешанные» подвижные игры.
Ловкость рассматривается как сложное психофизическое качество, позволяющее решать любую двигательную задачу. Перенос двигательного опыта в игру и самостоятельную двигательную деятельность — наиболее характерное ее проявление. Основой воспитания ловкости у детей является создание осознанного представления о движении, его пространственно-временных особенностях, технике выполнения. Также необходимо «отыгрывать» навык в различных условиях, что способствует развитию сенсорных коррекций и улучшению тренированности мышц, выполняющих движение. Такие возможности представляются при использовании подвижных игр, отвечающих необходимым требованиям и организованных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Технология игр заключается в следующем алгоритме действий: 1) выбор и планирование подвижной игры; 2) организация детей на игру; 3) оценка действий детей в игре; 4) окончание игры и оценка поведение дошкольника в игре.
Специалисты установили, что поведение. дошкольника во многом зависит от имеющихся двигательных навыков в существующей игре и от сложившегося поведения в новой игре. У дошкольников ловкость является высшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Способность предвидеть последствия своих действий является особой формой двигательной моторики. Оно составляет основу особой формы мышления – свойства предсказания намерений мышления и намерений собственных действий.
Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233309
Институт возрастной физиологии Российской академии образования подготовил методические материалы серии «Дошкольное образование». Методические материалы «Воспитание дошкольников: практические советы» являются частью 6 серии.
Методические материалы включают практические советы родителям по вовлеченности отцов в воспитание детей раннего и дошкольного возраста, рекомендации по гендерному воспитанию в семье, воспитанию здорового образа жизни у дошкольников и их эмоциональному развитию.
В последнее десятилетие наметилась тенденция все большего участия отцов в воспитании детей раннего возраста. Исследования подтверждают, что участие отцов в воспитании детей положительно влияет на семейные отношения и укрепляет партнерские отношения между родителями. Отец помогает сформировать у ребенка здоровую самооценку, подталкивая его к самостоятельности, поощряя достижения и помогая справиться с трудностями. Активное отцовство способствует уменьшению неравенства гендерных ролей в семье и способствует созданию равноправной и благоприятной среды для детей. Отец может быть образцом для подражания для ребенка, помогая ему развить уверенность в себе и своих силах.
Гендерное образование – это процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели у мальчиков и девочек одинаковы, но личностные качества разные. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения, и изменить его невозможно. Детям с еще не сформированным представлением о разнополости трудно понять поведение людей разного пола. Выбор ребенком игрушек демонстрирует, как пол повлияет на его развитие.
Здоровье – это многомерная характеристика благополучия человека. Оно зависит от гармоничного функционирования физической, психической, духовной и социальной сфер. Основными составляющими здорового образа жизни являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание и образ жизни, психофизиологическая регуляция и закаливание. В рекомендациях предложено несколько простых советов по позициям здорового образа жизни, значимым для развития детей.
Эмоциональное воспитание в семье включает в себя такие задачи, как: научить ребенка распознавать эмоции, как свои, так и чужие; учить показывать свои эмоциональные переживания: рассказывать о чувствах, внутренних переживаниях; научить ребенка осознавать свои потребности и понимать других людей; прививать ребенку навыки культурного общения. Предлагаем 5 необходимых родительских действий по эмоциональному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста в. семья в случае сложного эмоционального события: 1. понять эмоцию ребенка; 2. Относитесь к эмоциям как к возможности для общения и обучения; 3. сочувственно выслушать ребенка и подтвердить справедливость его чувств; 4. помочь ребенку правильно назвать свои эмоции; 5. отметить пределы опыта, помогая решить проблему.
Данные материалы будут полезны родителям детей дошкольного школьного возраста, а также педагогам дошкольных образовательных организаций.
Вы можете ознакомиться с методическими материалами, перейдя по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54233324